- Подробности
-
Категория: Новинки автопрома
-
Опубликовано 25.03.2013 07:11
Потребность в освещении транспортных средств возникла задолго до появления первых автомобилей. В эпоху конных экипажей на них сначала устанавливались фонари со свечами, а затем – керосиновые лампы. Такие же «осветительные приборы» использовались и на самых первых «безлошадных каретах», однако со временем им на смену пришли электрические лампы накаливания.
Шли годы, стремительно росли скоростные показатели автомобилей, поэтому обычные лампочки стали постепенно вытесняться галогенными, которые обеспечивают гораздо более яркий свет и лучше освещают дорогу.
В наши дни подавляющее большинство автомобилей оснащено фарами с галогенными лампами, но технический прогресс не стоит на месте. Современные спортивные автомобили способны развивать скорость более300 км/ч, при которой галогенные лампы уже не способны освещать дорогу на достаточно большом расстоянии. Все большее распространение получают мощные ксеноновые, а также надежные и экономичные светодиодные источники света.
Ксеноновые и биксеноновые фары используют газоразрядные лампы, в которых источником света служит электрическая дуга. Она возникает при прохождении электрического тока напряжением около 30 киловольт через воздушное пространство между двумя электродами в герметично запаянной колбе, заполненной газом ксеноном с добавлением галогенизированных солей металлов. В сравнении с традиционными галогенными лампами ксеноновые источники света обеспечивают втрое большую мощность светового потока при одинаковом потреблении электроэнергии. Кроме того, ксеноновые лампы имеют гораздо больший срок службы (до 2500 часов), а спектральный состав их света гораздо ближе к дневному, нежели у галогенных, которые выдают неестественный желтый свет.
Поскольку ксеноновые источники света не способны быстро изменять мощность светового потока, что необходимо для своевременного переключения с дальнего на ближний свет фар, первоначально они использовались лишь в качестве ближнего света. За дальний свет фар отвечали дополнительно устанавливавшиеся галогенные лампы. В настоящее время широко применяются биксеноновые фары, в которых при переключении на ближний свет специальная заслонка перекрывает часть основного светового потока, исключая ослепление водителей встречного автотранспорта.
Для повышения безопасности движения многие автопроизводители разрабатывают интеллектуальные системы регулирования освещенности, которые в зависимости от скорости движения и конфигурации трассы автоматически регулируют мощность и направление светового потока биксеноновых фар. Используя данные бортового компьютера и навигационной системы, электроника может, к примеру, изменять угол светового луча в зависимости от уклона дороги. При этом яркий свет не ослепляет других водителей и хорошо освещает поверхность асфальта. При движении по городу «умные» фары выдают широкую полосу света, позволяющую водителю хорошо ориентироваться в дорожной ситуации, а при выезде на скоростную магистраль световой поток становится узким и длинным, чтобы осветить дорогу на максимальном расстоянии.