- Подробности
-
Категория: Технологии
-
Опубликовано 19.11.2013 21:53
Катализатор – это сокращенное название каталитического нейтрализатора выхлопных газов автомобиля. Устанавливается он в выпускной системе. Конструкция этого узла однотипна для любого современного транспортного средства. Каталитические нейтрализаторы применяются как в бензиновых, так и дизельных автомобилях.
Возможно, вы встречали информацию про катализаторы или вы слышали о пользе катализаторов, а может быть вам внушили идеи о бесполезности и даже вредности каталитического нейтрализатора, и может уже задумывались о том, чтобы избавится от него. Прежде чем это сделать, не лучше ли подробнее вникнуть в конструкцию устройства и его назначение.
Основной компонент нейтрализатора – это соты, которые покрыты веществами, способствующими уменьшению в выхлопных газах вредных компонентов. Сотовая структура позволяет значительно увеличить площадь контакта выхлопных газов с каталитическими веществами. Сами соты выполняются из керамики, что дает им стойкость к высоким температурам, при которых протекают процессы в катализаторе. Для защиты от высоких температур корпус катализатора отделен от сот термоизоляцией.
Катализаторы, которые применяются сегодня, имеют двухступенчатую структуру. На первом этапе выхлопные газы контактируют с платиной и родием, при этом окислы азота распадаются на безвредные молекулы азота и кислорода. Далее отработанные газы встречаются с иридием и палладием. Несгоревшие углеводороды и угарный газ активно окисляются свободным кислородом. На выходе исправного каталитического нейтрализатора отработанные газы должны содержать в основном азот, углекислый газ и водяной пар. Из этих веществ условно вредным может считаться только углекислый газ, т.к. его накопление в атмосфере способствует парниковому эффекту.
Успешная работа катализатора напрямую связана со скоростью его прогрева до рабочих температур. Поэтому конструкторы размещают катализатор сразу за выпускным коллектором, чтобы отработанные газы достигали устройство максимально разогретыми. Такое расположение также косвенно защищает прибор от механических повреждений, что было бы вполне вероятно, находись он под днищем автомобиля.
До и после катализатора устанавливаются лямбда-зонды (они же датчики кислорода), это позволяет электронному блоку управления двигателем контролировать исправность устройства и выбирать наиболее оптимальные режимы работы.
Если катализатор просто удалить, двигатель не сможет работать нормально, потребуется внести изменения в программу блока управления, это стоит денег. Место катализатора в выхлопной системе должен будет занять пламягаситель, он тоже не бесплатный.
Существует миф о том, что катализатор создает противодавление в системе выхлопа и не позволяет дышать мотору полной грудью. Да, это возможно, но только для неисправного прибора, когда он был испорчен, после эксплуатации автомобиля с неработающей как положено системой зажигания или заправками этилированным бензином. При правильной эксплуатации каталитический нейтрализатор должен служить не менее 100тыс.км. Потом может потребоваться его замена. Пусть он не дешев, но разве это не стоит того, чтобы чувствовать себя ответственным человеком, который думает о будущем своей планеты и следующих поколениях ее обитателей.