- Подробности
-
Категория: Технологии
-
Опубликовано 25.04.2013 22:35
Современные автомобили, оборудованные мощными двигателями, способны легко разгоняться до внушительных скоростей. Поэтому очень важно обеспечить водителю возможность быстро остановить автомобиль при возникновении экстремальной ситуации и при этом сохранить его управляемость.
Во время резкого торможения происходит блокировка колес, из-за чего удлиняется тормозной путь, а автомобиль теряет управление. Во избежание блокировки необходимо периодически ослаблять тормозное усилие на короткие промежутки времени.
Такую операцию способен точно выполнить лишь хорошо подготовленный водитель-профессионал, поэтому неотъемлемой частью современного автомобиля является электронная антиблокировочная система – АБС. С ее помощью предотвращается блокирование колес в случае резкого торможения, что позволяет водителю сохранить контроль над транспортным средством и одновременно с замедлением изменять направление его движения для предотвращения столкновения. Система АБС является основой активной безопасности, поэтому, начиная с 2004 года, Европейский союз обязал всех автопроизводителей комплектовать свои автомобили антиблокировочной системой.
Разработкой первых образцов АБС занялась еще в 1936 году немецкая компания Bosch. Ей удалось создать и запатентовать механическое антиблокировочное устройство, однако оно оказалось слишком сложным для серийного производства. В 60-е годы проводились эксперименты с электронными регуляторами, однако из-за слишком больших размеров и недостаточной надежности такие устройства также были забракованы.
Спустя 10 лет благодаря совершенствованию цифровых технологий удалось разработать надежную и эффективную антиблокировочную систему, обладающую компактными размерами и высокой скоростью срабатывания. Специальные датчики контролируют скорость вращения колес, и в случае их блокировки система АБС на доли секунды прекращает торможение, после чего опять приводит тормозную систему в действие. И так до полной остановки автомобиля. Начиная с 1978 года компания Bosch начала предлагать свою АБС в виде дополнительного оснащения автомобилей представительского класса – BMW седьмой серии и Mercedes-Benz S-Klasse.
До 1981 года было реализовано 100 000 комплектов АБС, а спустя пять лет – уже миллион. По состоянию на 1992 год количество проданных систем составило 10 миллионов, а к концу ХХ века эта цифра возросла до 50 миллионов. Развитие современных технологий способствовало дальнейшему совершенствованию конструкции АБС, уменьшению ее размеров и повышению эффективности. Современные системы состоят из всего лишь 150 аналоговых компонентов вместо тысячи у первых моделей, а вес одного датчика не превышает полутора килограммов. На базе АБС разработаны дополнительные системы-помощники, такие как система курсовой стабилизации ESP, антипробуксовочная ESR, распределения тормозного усилия EBD и множество других систем, значительно повышающих безопасность современных автомобилей.