- Подробности
-
Категория: Технологии
-
Опубликовано 24.03.2013 22:15
Максимальная мощность и крутящий момент двигателя достигаются только в определенном, очень узком диапазоне оборотов, поэтому соединять его напрямую с ведущими колесами нецелесообразно. В качестве посредника используется коробка перемены передач, которая в зависимости от режима работы преобразует крутящий момент, получаемый от коленвала двигателя. Таким образом обеспечивается постоянная работа двигателя в наиболее эффективном диапазоне оборотов и его высокая отдача.
В течение многих лет наиболее распространенной была механическая коробка передач, в которой водитель переключал передачи вручную при помощи специального рычага. Она была разработана еще в начале ХХ века, и с тех пор никаких радикальных изменений в ее конструкцию не вносилось. Первичный вал механической КПП соединяется с коленвалом двигателя через блок сцепления. Он приводит в движение промежуточный вал, на котором размещены неподвижные шестерни. На вторичном валу расположены подвижные шестерни, соответствующие различным передачам. При помощи рукоятки, соединенной тягами с рычагом переключения, водитель выбирает необходимую шестерню, которая входит в зацепление с шестерней промежуточного вала.
Вторичный вал выходит наружу из корпуса коробки передач и приводит в движение ведущие колеса посредством полуосей на переднеприводных автомобилях либо карданного вала на автомобилях с приводом на заднюю ось. Чтобы не повредить вращающиеся на большой скорости шестерни, на время переключения водитель должен отключить КПП от двигателя при помощи педали сцепления. При ее нажатии диски сцепления размыкаются, и крутящий момент на первичный вал не передается. При одной и той же скорости вращения коленвала за счет подключения шестерней различного диаметра КПП позволяет уменьшить скорость вращения колес, увеличив при этом тяговое усилие, необходимое для быстрого разгона, либо уменьшить тягу с одновременным увеличением скорости движения.
Альтернативой механической КПП является автоматическая коробка передач. Она была разработана в США в 30-е годы ХХ века, поэтому ее часто называют американской КП. В ней применяется гидравлический трансформатор, который автоматически включает необходимую передачу в зависимости от скорости вращения первичного вала при помощи системы гидравлических клапанов. При этом вмешательство водителя в процесс переключения передач не требуется.
Долгое время автоматические КПП не пользовались популярностью в Европе из-за высокой стоимости и меньшей экономичности в сравнении с «механикой». Однако в наши дни благодаря значительному усовершенствованию своей конструкции «автоматы», а также их разновидность – роботизированные КП практически не уступают традиционной «механике» в экономичности, при этом обеспечивая намного более быстрое переключение передач. Нет ничего удивительного, что более двух третей покупателей выбирают автомобили именно с автоматической КПП, значительно облегчающей процесс управления автомобилем. Более того, самые современные модели роботизированных КП уже заметно превосходят по всем показателям механические КП, что способствует дальнейшему росту их популярности.